Недостаточная сформированность речи детей дошкольного возраста – это проблема, которая на сегодняшний день очень актуальна. В современном обществе процент детей с нарушениями речи различной степени тяжести очень высок. У детей может нарушаться как в целом речевая система, так и отдельные ее компоненты.
Для детей с ОВЗ характерен комплекс сложностей, который касается не только проблем в речевом развитии, но и психофизических особенностей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей образовательной работы. А именно:
— быстрая утомляемость;
— сниженная работоспособность;
— сниженная познавательная активность;
— незрелость мотивационной готовности к деятельности;
— нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;
— слабая координация движений;
— сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.
В работе с данной категорией детей использование традиционных методик коррекционной работы не всегда приводит к желаемым результатам. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов для эффективного устранения недостатков в речи.
Среди современных инновационных средств в коррекционной логопедической работе успешно реализую работу с Лэпбуком. Внедрение лэпбука в коррекционно-развивающем процессе открывает принципиально новые возможности для детей с ОНР III уровня, он интересен и полезен тем, что его используют совместно взрослые и дети.
Данный лэпбук используется логопедом в индивидуальной работе с детьми, и воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня в коррекционный час. Также применяется в свободной деятельности детей, так как содержит игры и упражнения, в которые дети могут играть без посторонней помощи. Все игры и картинки заламинированы и могут использоваться очень долго и часто.
В лэпбуке представлен следующий материал:
1 . Артикуляционная гимнастика.
В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.
2. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
3.Звуковые тактильные дорожки
Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке. Начинать работу следует с самых простых звуков и звокоподражаний, постепенно переходя к небольшим фразам. Продолжительность произнесения звука зависит от возраста ребенка и соответствует количеству его лет.
4. Говоруны помощники .
В процессе логопедической коррекционной работы одно из главных составляющих – это организация игрового сюжета. Чтобы процесс речевой коррекции был оптимально эффективным, ребенка нужно заинтересовать. Я предлагаю своим воспитанникам отправиться в путешествие или выполнить задания такого персонажа, как Говорушка. Вся прелесть в том, что такую игрушку ребенок делает себе сам, создает своего собственного Говорушку. Ребенок вкладывает свои силы в подделку, раскрашивает героя, придумывает ему имя, поэтому в дальнейшем он с радостью будет заниматься вместе со своим Говорушкой. Сам Говорушка может быть в самом разнообразном исполнении – игрушка на руку, куклы би-ба-бо с открывающимся ртом, поделки из оригами и т.п., главное, чтобы ребенок мог контролировать рот игрушки, и синхронизировать движения своих рук и своих органов артикуляции. Я предлагаю самый экономичный и простой вариант – говорушки из бумаги в технике оригами.
5. Театр на прищепках.
Дети самостоятельно выбирают плоскостную куклу, дополняют ее прищепками и придумывают сказочные диалоги. На последующих занятиях задачи усложняются. Детям можно предложить сочинить и разыграть свою сказку, или переделать (дополнить) какую-то известную. Внести в знакомую детям сказку дополнительного героя, дать возможность ребенку понять с какой сказки был один из лишних героев.
6.Игры со спиннером.
Раскладываете перед ребенком картинки и просите раскрутить спиннер на той картинке, которую вы описываете. Загадываете ребенку загадку или даете описание предмета, он раскручивает спиннер на нужной картинке.
7. Чудесные мешочки
1). В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2). В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
8. Развитие мелкой моторики «Оригами»
Работа по данному разделу увеличивает объём знаний и представлений об окружающем их мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками. Изготавливаемые детьми игрушки находят применение в играх на дыхание, в играх на артикуляционную гимнастику, на занятиях по лексико-грамматическому строю речи, грамоте и т.д. Одновременно изменяется отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Повышается общая культура речи дошкольника.
9. Игры на развитие пространственной ориентировки.
1). «Друг за другом»
Ребенку даются рыбки одного цвета и предлагается положить сначала большую рыбку, потом поменьше и самую маленькую. Можно уточнить: «Где большая рыбка, маленькая, поменьше? За большой, какая рыбка плывет? А маленькая, за какой рыбкой плывет?».
2). «Куда плывет рыбка?»
На столе аквариум любого цвета. Взрослый выкладывает рыбку в аквариум и уточняет у ребенка, куда она плывет. Можно выложить две рыбки. Одна плывет вверх, другая вниз. Рыбки могут быть разного цвета, тогда ребенок называет цвет и направление.
10. Игра «Четвертый лишний».
Инструкция: Ребенку предоставляется четыре изображения, он должен назвать их и
определить какая картинка лишняя и объяснить, почему он так думает.
Игра «В каком вагончике спрятался звук?»
Инструкция: Ребенку предлагается картинка, название которой он должен четко
произнести и «посадить» картинку в подходящий вагончик, в соответствии с
нахождением звука Л или Л’. В начале слова – 1 вагон, в середине слова – 2 вагон, в
конце слова – 3 вагон.
Упражнение «Пройди по дорожке и назови картинки».
Инструкция 1: Ребенок пальчиками проходит последовательно по картинкам и четко
произносит их названия.
Инструкция 2: Ребенок пальчиками проходит и четко произносит названия только по тех
картинок, в названии которых заданный звук стоит в начале/середине/конце слова.
Пазлы «Собери букву».
Нужно собрать букву из частей и назвать изображения на каждой части буквы.
Упражнения по написанию букв.
Инструкция: Обведи букву, напиши букву по точкам и самостоятельно.
Упражнение «Найди все буквы». И др.
Материал в виде дидактического комплекса -лэпбуков (методический конструктор) по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен, как отличный способ для повторения пройденного материала родителям, педагогам ДОУ, учителям-логопедам, воспитанникам в различных игровых ситуациях при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.